Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова вошла в рейтинг 100 лучших бизнес-школ мира

О себе как об амбициозном игроке на международном рынке бизнес-образования заявила Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова. Она вошла в список 100 лучших бизнес-школ мира и 40 лучших бизнес-школ Европы по результатам исследования "Global 100 Top Business Sсhools" ("Топ-100 бизнес-школ мира"), проведенного компанией QS TopМВА. Это ведущая компания в мире, специализирующаяся на исследованиях и консалтинге в сфере МВА-образования.

Напомним, что МВА-образование, без которого невозможно карьерное продвижение менеджера к высотам бизнеса на Западе, у нас получило развитие совсем недавно - в конце 90-х годов. И сегодня ВШБ МГУ имени М.В. Ломоносова удалось вписать в эту историю новые страницы. За все время существования рейтинга "Global 100 Top Business Sсhools" российская бизнес-школа вошла в него впервые. Фактически данный рейтинг - это список 100 наиболее востребованных мировыми компаниями-работодателями и рекрутерами бизнес-школ планеты. По результатам опроса рекрутеров и HR-менеджеров (менеджеров по кадрам) были сформированы четыре региональных рейтинга лучших бизнес-школ ("Топ-40 Северной Америки", "Топ-40 Европы", "Топ-10 Азии" и "Топ-10 Латинской Америки"), объединенные в список "Топ-100 бизнес-школ мира". В рейтинге "Топ-40 бизнес-школ Европы-2004" Высшая школа бизнеса МГУ заняла 36-е место.

Оставить позади себя даже не десятки, а сотни таких же сильных школ - это несомненно удача отечественных специалистов. Важно подчеркнуть, что данные этого ведущего международного рейтинга не только отражают полную картину популярности бизнес-школ у работодателей, но и позволяют увидеть всю картину развития системы бизнес-образования в динамике. Например, результаты последних исследований "Топ-100 бизнес-школ мира" свидетельствуют, что после нескольких лет депрессии (начиная с 2001 года), вызванных, впрочем, объективными причинами, сфера бизнес-образования наконец-то начала восстанавливать свои утраченные позиции.

Рейтинг показывает, что многие школы закрепили успехи прошлых лет. Первыми по популярности, как и в прошлые годы, являются Harvard Business School, The Wharton School (Северная Америка), Insead и London Business School (Европа), Melbourne University (в Азии и Тихоокеанском регионе), IPADE и EGADE (Латинская Америка). Но есть в этой стабильной картине и любопытные перемещения. Университет Duke впервые вошел в десятку ведущих бизнес-школ США. В Европе - настоящий прорыв совершили испанские школы МВА, тоже утвердившиеся в десятке лидеров. Азиатские школы уверенно набирают вес на рынке МВА-образования. И, конечно же, прорывом можно считать вступление в когорту международных игроков российской Высшей школы бизнеса МГУ.

Есть и еще одна существенная деталь. По уточненным данным, ВШБ МГУ имени М.В. Ломоносова - единственная бизнес-школа из России и Восточной Европы, попавшая в список по итогам 2004 года. Впрочем, это нельзя считать случайной неожиданностью. Стоявший у истоков создания школы ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий с самого начала определил ее стратегической целью вхождение в число мировых лидеров бизнес-образования. Имеет ли все это для развития бизнес-образования России особое значение? Да, считает Руслан Гринберг, директор Института международных экономических и политических исследований РАН. "Раз мы интегрируемся в Болонский процесс, то непременно должны участвовать в конкурентной борьбе школ за лучшее место в любом топ-списке, тем более в таком престижном, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" Руслан Гринберг, - иначе наше место займет кто-то другой". В этом секторе образования уже появились новые игроки в лице бизнес-школ из стран Центральной и Восточной Европы, Германии, Испании, Австралии, Индии и Китая. И, разумеется, приятно, когда первые же предпринятые нами шаги в этом направлении свидетельствуют об определенных успехах нашего бизнес-образования. Львиную долю этого успеха Руслан Гринберг относит на счет команды профессорско-преподавательского состава, которую удалось собрать декану ВШБ МГУ Олегу Виханскому. В Высшей школе бизнеса МГУ работают вместе с ведущими учеными университета зарубежные преподаватели (выпускники Гарвардской школы бизнеса, INSEAD и других), крупнейшие аналитики ведущих консалтинговых и брокерских компаний мира. В рамках международного сотрудничества практикуются совместные научные исследования и обмен преподавателями с ведущими мировыми бизнес-школами. Сергей Семенцов, директор по развитию бизнеса КПМГ, тоже считает, что к успеху ВШБ МГУ привели ее основатели, и прежде всего Олег Виханский и Александр Наумов, имена которых известны академическому сообществу во всем мире. По мнению Семенцова, не часто можно встретить качественный образец союза российской практики и зарубежного опыта, охватывающего все компоненты учебного процесса, в которых участвуют и преподаватели, и слушатели. В школе Виханского все это есть.

Попадание в столь престижный рейтинг ценно еще и потому, что по количеству выпусков российская школа в несколько раз уступает ведущим западным школам, но, видимо, акцент на качество, который заявлен ВШБ МГУ, оценен адекватно.

"Исторически сложилось так, - полагает Сергей Семенцов, - что к рейтингам внутри страны отношение у профессионального сообщества настороженное. Но в мире сравнение школ идет постоянно. И тем более приятно, когда мы с честью выдерживаем такие сравнения". Ключевой особенностью рейтинга "Топ-100 бизнес-школ мира" является то, что он составлен исключительно по экспертным оценкам нанимателей будущих выпускников. В 2004 году к участию в исследованиях были привлечены рекрутеры и HR-менеджеры из 301 компании, представляющие все регионы и секторы индустрии мира. В составлении рейтинга приняли участие около 4 тыс. человек, работающих на международном рынке труда. При этом к участию в исследовании были допущены только те рекрутеры, которые предоставили основательные доказательства того, что компания привлекала выпускников МВА из двух и более регионов мира.

Методология рейтинга "Топ-100 бизнес-школ мира", по мнению его авторов, такова, что в нем не участвуют рекрутеры, ведущие найм исключительно по "месту жительства" и не рассматривающие кандидатов с международного рынка труда. Хотя это и исключает из исследования некоторые достойные бизнес-школы, работающие в основном на нужды локальных рынков.

Исследование компании QS TopМВА рассчитано исключительно на мобильных и глобально ориентированных нанимателей и соискателей. Рекрутерам сначала предлагалось самостоятельно составить своеобразный хит-парад бизнес-школ, чьих выпускников они хотели бы еще в недавнем прошлом нанять на работу. Затем им нужно было выбрать из списка примерно в 200 школ по каждому макрорегиону бизнес-школы, наиболее привлекательные с точки зрения найма выпускников. Проводились, конечно же, и другие "углубляющие" опросы, по результатам которых каждой школе, как и по итогам первых двух опросов, выводились средние балы. Итоговая рекрутерская оценка и определила позицию бизнес-школы с точки зрения рекрутеров. Компания QS TopМВА полагает, что результаты ее исследований будут полезны как с точки зрения выбора бизнес-школы для обучения, так и с точки зрения найма выпускников той или иной программы МВА. С чем, очевидно, трудно не согласиться.
10.07.2005 — 15:10 | Источник: Независимая газета