Советы по физике

Как подготовиться к экзамену по физике

Основное отличие вузовского устного экзамена от школьного состоит в том, что в большинстве школ (но, конечно, не во всех) во время экзамена учителя выясняют, что же знает экзаменуемый. Если хотя бы что-то знает, ставят "удовлетворительно", если ученик, кроме этого знает еще что-то, то оценку повышают до "хорошо" и так далее. В вузах (тоже не во всех) преподы на экзамене выясняют то, чего не знает абитуриент.

Если он чего-то не знает, оценку снижают до четверки, обнаруживается еще какой-нибудь пробел, оценка еще понижается и так далее. Чтобы получить "2" на вступительном экзамене, необходимо полное незнание нескольких разделов курса. Экзаменаторы при затруднениях в ответе обычно все-таки помогают экзаменующемуся вспомнить нужную тему, частично указывают путь к правильному решению и только после того, как обнаруживается, что подсказки помогают плохо, со спокойной совестью выставляют неудовлетворительную оценку. Если вам нужна хотя бы тройка, не рассчитывайте на благосклонность экзаменатора: выучите основные определения, формулы и формулировки физических законов из каждого раздела физики, разберитесь в сущности основных физических явлений и смысле основных физических величин и понятий. На это не потребуется много времени.

Если же вам необходима более высокая оценка, тогда потребуется регулярная самостоятельная работа в течение достаточно длительного времени ? школьный курс физики невозможно хорошо изучить за неделю (и, тем более, за день).

Пробелы в знаниях на устном экзамене гораздо опаснее, чем на письменном. Обнаружив, что вы ошибаетесь или неверно отвечаете на вопрос, экзаменатор начинает выяснять, насколько глубок ваш пробел. Опытный экзаменатор может обнаружить и другие недостаточно хорошо вами изученные разделы физики. На письменном же экзамене вы просто не сможете решить одну из задач (если пробел в знаниях невелик).

При подготовке желательно вести краткий конспект изученного материала. Студенты обычно оформляют такой конспект в виде шпаргалки ? листка бумаги, на котором лаконично и сжато, но четко и разборчиво записано самое главное. В принципе, шпаргалкой можно тайно от преподавателя воспользоваться, но студенты крайне редко прибегают к этому ? слишком уж велик риск. Опытный преподаватель всегда заметит такого студента, и экзамен для него закончится неудачей. Отметим, что если у студентов есть возможность пересдать экзамен, у абитуриентов такая возможность представится только в следующем году, поэтому мы категорически рекомендуем не пользоваться шпаргалкой, а только составлять ее. Наличие краткого конспекта является хорошим психологическим фактором перед экзаменом. Шпаргалка успокаивает и придает уверенность.

Хороший краткий конспект позволяет легко и быстро восстановить в памяти изученный материал перед экзаменом. Такой конспект полезен и при изучении тех разделов физики, для понимания которых необходимо знание некоторых элементов из предыдущих разделов, если есть необходимость их повторения. Перед составлением конспекта полезно бегло прочитать конспектируемый материал (особенно если вы его давно проходили в школе и немного подзабыли) ? это поможет ознакомиться с темой, оценить объем работы по внимательному изучению материала и продумать структуру конспекта. Наиболее важные формулы рекомендуется выделять (цветом или подчеркиванием).

При изучении того или иного физического закона, кроме формулировки и математической записи закона, следует обратить внимание на опыты, которые обнаруживают этот закон и подтверждают его справедливость, границы и условия его применимости. Также полезно отметить, как этот закон используется на практике. То же самое можно сказать и об изучаемой теории в целом. Помимо основных понятий, положений, законов и принципов теории следует обратить внимание на опыты, благодаря которым была создана эта теория, эксперименты, подтверждающие ее справедливость. Вспомните, как используется данная теория на практике. При изучении каких-либо физических процессов, помимо признаков этих процессов и условий их протекания, полезно показать, как они используются (или, наоборот, как с ними бороться, если это вредные проявления процессов) на практике. Кроме обоснования основных свойств процесса с точки зрения физики и математики, нужно показать связь его с другими процессами ? сходство и различие похожих явлений.

Основная цель подготовки к экзамену ? достичь понимания физических законов и явлений, а не только механически заучить материал. Но все же довольно много вещей придется просто выучить. Если к тому же до экзамена остается не слишком много времени, ничего другого не остается, кроме вызубривания.

При этом следует учитывать ваши индивидуальные особенности. К примеру, если у вас зрительный тип памяти, тогда следует уделить особое внимание внешней форме вашего краткого конспекта ? недопустим небрежный, неразборчивый, мелкий почерк. Формулы должны быть отделены от текста некоторым пространством, чтобы "бросаться в глаза" сразу. Конечно, аккуратный конспект потребует несколько большего времени, но в итоге время на заучивание сократится, и вы эффективнее подготовитесь к экзамену. Если у вас слуховой тип памяти, следует проговаривать наиболее важную часть материала, возможно даже использовать магнитофон для подготовки. Если же пре обладающим у вас является моторный тип памяти, то конспект нужно переписать несколько раз, причем каждый раз надо вычеркивать то, что вы уже выучили достаточно хорошо, оставляя для переписывания только самое необходимое для запоминания.

Кстати, у большинства людей все типы памяти достаточно хорошо развиты (но, как правило, один или два несколько преобладают), поэтому не следует пренебрегать всеми этими несложными правилами запоминания. Еще один совет ? не надейтесь на конспект товарища, даже если он у него очень хороший и вам такой никогда не сделать. Собственный конспект оказывается всегда гораздо полезнее.

Обычно, в конце параграфа учебника или учебного пособия есть несколько контрольных вопросов, постарайтесь на них ответить. Если у вас есть время, отвечайте не сразу, а после того, как вы прочитали и законспектировали соответствующий материал. Вопросы кажутся вам понятными ? усвоение материала идет хорошо. Вы отвечаете на них, даже на заглянув в конспект, значит, теорию вы усвоили, можно приступать к решению задач.

Когда несколько попыток вникнуть в суть изучаемого матери ала будут неудачными и вопросы в конце параграфа не перестают казаться непонятными, все равно следует порешать простые задачи на данную тему ? это весьма помогает понять суть физических проблем, связанных с изучаемым вами разделом.

Как правило, задачники составлены так, что в начале каждого параграфа собраны самые простые задачи. Для их решения не требуется знания всего соответствующего раздела физики. Опыт решения задач (даже самых простых) обеспечит вам успешное усвоение теоретического материала. Можно начать нес самостоятельного решения задач, поскольку во многих задачниках каждый параграф начинается с разбора решения одной или нескольких задач.

Если же проблем с пониманием теоретического материала после первичного знакомства с ним у вас не возникало, если позволяет время, мы рекомендуем еще раз прочитать теорию. Опыт решения задач позволит вам взглянуть на теоретический материал несколько по-иному. Вы лучше разберетесь в сути физических проблем, возможно, вам станут понятными некоторые нюансы теории, которых вы не заметили при первичном ознакомлении с материалом.

Итак, для более глубокого усвоения материала полезно решать задачи. Умение решать задачи потребуется и на экзамене. Большинство вузов в билеты устного вступительного экзамена, помимо теоретических вопросов, включает одну или несколько задач, и во время экзамена вам, кроме дополнительных теоретических вопросов, может быть предложена задача. Экзаменаторы справедливо считают, что одним из критериев усвоения теории является способность решать задачи. Поэтому, даже если вам предстоит только устный экзамен, прочтите все же советы по письменному экзамену.

Как подготовиться к письменному экзамену

Не ко всем разделам курса физики можно придумать разные задачи: и не очень сложные (так чтобы их можно было решить), и не очень простые (так чтобы решение задачи требовало хотя бы минимального интеллектуального напряжения). Поэтому при подготовке к письменному экзамену некоторые темы физики можно пропустить или изучать только поверхностно, для ознакомления. Но, как известно, несмотря на меньший объем материала, письменный экзамен не считается более легким, чем устный. Это означает, что глубина подготовки к письменному экзамену, в сравнении с устным, должна быть большей.

При решении задач в полной мере проявляется ваша математическая грамотность, тогда как при ответе на теоретический вопрос на устном экзамене обычно требуются минимальные математические знания. Хорошая подготовка к письменному экзамену по физике требует, чтобы и математическая подготовка была на высоком уровне. Кстати, решение задач по физике, как правило, помогает усвоить и соответствующий материал из математики.

Хорошее представление об экзамене дают примеры вариантов экзаменационных билетов предыдущих лет, которые предлагались в вашем вузе (их можно найти в справочнике). Каждый вуз подбирает задачи письменного экзамена в соответствии со своей специализацией, поэтому при подготовке к экзамену особое внимание следует уделить соответствующим разделам физики.

Традиционно повышенное внимание обычно уделяется механике, поскольку этот раздел физики отличает очень большое разнообразие задач. В других разделах, как правило, для поверхностного усвоения требуется разобраться с решением максимум десятка задач, чтобы получить представление обо всех методиках и характерных приемах решения. В механике число приемов решения задач не ограничено, и успех может быть гарантирован только после того, как хорошо усвоены основные понятия, положения и принципы механики (которых не так уж и много). Такое удачное сочетание (с точки зрения экзамена торов) простоты исходных положений и богатства возможностей продемонстрировать свое логическое мышление, делает задачи по механике крайне привлекательными для составителей экзаменационных заданий.

Остальные разделы позволяют более формально отнестись к решению задачи. Иногда оказывается достаточно только знания нужной формулы. В большей степени последнее относится к разделам "Строение атома и атомного ядра" и "Оптика".

Как решить задачу

Итак, вы изучили соответствующий раздел теории по учеб ному пособию и, приступая к решению задач этого раздела, внимательно прочитали условие задачи.

Теперь физическую формулировку задачи необходимо перевести в математическую ? записать условие в буквенных обозначениях. Делайте это тщательно, ничего не пропуская, может быть, даже добавляя величины, которые не заданы явно, но о которых можно судить по условию задачи. Например, если в задаче нужно учитывать ускорение земного тяготения ? надо написать g = 10 м/с2. (Конечно, на самом деле g = 9,80665 м/с2, но для решения задач обычно вполне достаточно округленной величины.) Если говорится, что заряд или скорость в начальный момент отсутствуют ? записываем g = 0 или v = 0 соответственно.

Для многих задач полезно выполнить рисунок, поясняющий содержание условия задачи. Это может быть график, схема ли что-нибудь подобное, облегчающее понимание сути задачи. Хорошо выполненный рисунок во многом (а иногда и полностью) определяет успех в решении задачи. Для некоторых задач может быть полезно делать несколько рисунков, до тех пор, пока схема решения не станет вам окончательно ясна.

При решении задачи не следует бездумно использовать формулы, которые содержат величины, данные в условии задачи. Так вы можете получить ответ (иногда совпадающий с ответом задачника, чаще ? "немного" отличающийся), но решения вы не получите. Такая деятельность не просто бесполезна, но и вредна. Получив правильный ответ при самостоятельной подготовке, вы можете ошибочно решить, что освоили данную тему и пора переходить к следующей.

По аналогичной причине не следует, зная ответ задачи, подгонять решение под ответ. Ведь вы тренируетесь перед экзаменом, а на экзамене знать ответа вы не будете и не сможете воспользоваться такой методикой решения задач.

Выберите из физических законов те, которые понадобятся для решения данной задачи, и запишите их математические формулировки (для этого надо проанализировать формулировку задачи). Если есть несколько вариантов формулировок, предпочтение отдавайте тем выражениям, в которые входят физические величины, упоминаемые в уже записанном вами условии задачи. Следующий момент, пожалуй, самый ответственный. Необходимо, используя математическую формулировку соответствующих физических законов, составить соотношения (уравнение, систему уравнений) для решения задачи ? перевести ее на математический язык. Здесь трудно давать какие-то рекомендации, гарантирующие успех решения задачи. Больше поможет ваш собственный опыт решения задач (не обязательно из данной те мы и даже не обязательно из предмета физики) и здравый смысл. Поэтому можно дать только несколько общих советов. Не заостряйте внимание на искомой величине. Можете даже считать, что она задана. Используя необходимые в данной задаче физические законы, составьте выражение, в которое входит искомая величина. Возможно ее появление несколько раз в одном и том же соотношении. Помните, что вам не надо сразу находить ответ, сначала нужно получить уравнение.

Получив соотношение, проверьте, сколько неизвестных оно включает. Если неизвестных величин несколько, значит столько же соотношений должно присутствовать в математической формулировке задачи. Если соотношений меньше, чем неизвестных, еще раз внимательно прочитайте условие задачи. Может быть, при более внимательном прочтении условия, недостающее соотношение обнаружится. Если же вы все же уверены, что использовали все математические формулировки, а неизвестных величин больше количества уравнений, приступайте к решению математической части задачи. Если вы все сделаете правильно, то неизвестные величины сократятся и не войдут в ответ.

После составления системы уравнений следует исключить те неизвестные величины, которые не требуется найти в условии задачи. На этом этапе (а может даже ранее) у многих школьников возникает желание предварительно подставить численные значения известных величин в полученное уравнение или систему уравнений. Этого делать не следует по многим причинам. Математические части решения задач физики очень похожи друг на друга. Если подставлять численные значения сразу, то специфика каждого нового из изучаемых вами разделов курса пропадает ? вы видите только математическую часть проблемы. Постановка задачи в символах может быть несколько более громоздка, но по формулам, которые вы получаете в ходе решения, можно почувствовать связь между разными задачами из данного раздела физики. Может быть, формула, "мимоходом" полученная и использованная в какой то задаче, окажется полезной для решения другой задачи. То есть, если при решении задач "в числах" приобретается, в основном математический опыт, то при решении задач "в символах" вы, помимо этого математического опыта, получаете тот самый физический опыт, который облегчает решение других задач раздела, а может быть, и других разделов.

Конечно, стремление к символам не следует абсолютизировать. Если в задаче говорится, например, что масса одного тела в два раза больше другого, можно не записывать т1 = n*m, где n = 2, а сразу писать т1 ? 2т2.

Символьный ответ и решение в "символах" позволит вам проверить правильность ответа (и решения) по размерности величин. Если в ответе размерность полученного выражения не соответствует искомой величине или в итоговом выражении складываются (или вычитаются) величины разных размерностей (килограммы с километрами и т. п.), значит, в решении допущена ошибка. Появление ее легко отследить и исправить, опять же анализируя размерности. Кстати, обратное неверно: если с размерностью все в порядке - это, увы, еще не значит, что решение верное.

Ответ в виде формулы позволяет и проанализировать решение, например, рассмотреть предельные случаи, когда одна из величин обращается в нуль (или бесконечность). Как правило, ответ в случае такого предельного решения прост и его можно определить, не решая задачи. Если предельное решение не соответствует полученной вами формуле, значит в решении допущена ошибка. В качестве иллюстрации приведем неправильное решение одной хорошо известной задачи: Автомобиль половину пути прошел со скоростью v1 а вторую половину пути ? со скоростью v2. Найти среднюю скорость автомобиля. Обычно в этой задаче вместо v1 и v2 задаются конкретные числа. Решение (неправильное): скорость ? это среднее арифметическое v = (v1+v2)/2. Однако, рассмотрим предельный случай - на первом участке скорость автомобиля была "исчезающе" мала (v1 -> 0). Очевидно, что и средняя скорость стремится к нулю. Формула же дает другой ответ: v ?> v2/2. Значит, этот ответ ошибочен. Попробуйте самостоятельно разобраться, в чем же здесь дело.

После того, как вы убедились, что ошибки в формуле нет, можно подставлять численные значения. Перед этим все данные необходимо привести к одной системе (желательно СИ). Можно не переводить в другую систему величины, входящие в числитель и знаменатель одной и той же дроби, если эти величины выражены в одной системе. В этом случае единицы измерения величин сокращаются и не влияют на результат вычисления.

Вычисления следует проводить с разумной точностью. Вполне достаточно двух-трех значащих цифр для ответа. Для таких вычислений не нужен калькулятор. Полезно оценить разумность полученного числа. Например, если скорость обычного автомобиля получается сравнимой со световой ? тогда в решении есть ошибка.

Если наши рекомендации все же не помогли вам справиться с задачей, почитайте еще раз теорию, вспомните, как решаются более простые задачи на данную тему. Если задача вами решена каким-то новым, непривычным способом, и вы уверены в правильности этого решения, прежде чем переходить к следующей задаче, полезно попытаться применить такой способ решения к уже известным вам задачам и, сравнив разные решения, выбрать наиболее эффективный способ. Возможно, на экзамене это сбережет вам время, возможно, поможет разобраться с новыми типами задач.

Как правильно распределить время

Если ваш друг (или подруга) готовятся к такому же устному вступительному экзамену, что и вы, тогда эффективно использовать следующий прием ? часть устного материала разбираете вы и затем рассказываете то, что изучили, другу, который изучал другую часть экзаменационного материала. Затем рассказывает свою часть вопросов друг. Таким образом достигается несколько целей: экономится время, вы репетируете сдачу экзамена (настоящий экзамен будет уже вам привычнее) и, самое важное, ? чтобы четко и ясно изложить любой материал (в данном случае другу), надо действительно в нем разобраться, а не просто вызубрить. Друг вам подскажет, что вы объясняете непонятно. Так вы обнаружите те вопросы, которые вами недостаточно проработаны.

Другие формы общения с друзьями и подружками в предэкзаменационный период советуем вам сократить до минимума, а еще лучше, отложить на время после экзаменов. Мы уверены, что если вам хватит умения удачно сдать экзамены и поступить в вуз, вы еще более успешно восполните этот необходимый предэкзаменационный недостаток общения с друзьями. Также до экзамена рекомендуем предельно ограничить просмотр теле-, видео- и кинопрограмм и отказаться от различных компьютерных игрушек, если это, конечно, не игровые обучающие программы по разделам физики.

Единственное исключение здесь ? ни в коем случае нельзя отказываться от занятий активными видами спорта (если только вы по полдня не проводите в спортзале). Регулярные занятия спортом помогут вам лучше всего отдохнуть от умственного труда и уменьшат напряжение. Естественно, что если вы до периода подготовки к экзаменам активно спортом не занимались, то лучше в предэкзаменационный период и не начинать. В качестве отдыха просто побольше гуляйте на свежем воздухе.

Непосредственно перед экзаменом, даже если вы что-то не успели выучить, не следует не спать всю ночь, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Так вы рискуете "потерять форму" и, появившись на экзамене с тяжелой головой, запутаться в темах, которые вы хорошо усвоили. Лучше перед экзаменом как следует выспаться. Часто оказывается, что свежая голова во время разговора с экзаменатором гораздо полезнее, чем сомнительные знания, полученные зубрежкой бессонной ночью.

Если вы допустили в ответе неточность или ошибку

...не пытайтесь оправдываться, это не поможет. Инициатива должна быть, по возможности, в ваших руках, поэтому проанализируйте свою ошибку, постарайтесь показать преподавателю, с помощью каких-то других примеров, что эта ошибка случайна или, по крайней мере, в дальнейшем вы такой оплошности не допустите.

В подобных случаях совсем не поможет ни апломб ("Я все знаю, а эта ошибка ? случайность"), ни вид вызывающий жалость. Большинство экзаменаторов давно к этому привыкли, ни плач, ни хамство на них не действуют. В любом случае старайтесь соблюдать спокойствие. В такой ситуации только ясность и четкость вашего мышления поможет максимально сгладить негативный эффект ошибки.

Если вы не знаете, как отвечать на вопрос

...не волнуйтесь и попытайтесь собраться с мыслями. Вспомните все, относящееся к данной теме. Не говорите прямо, что вы не знаете ответа - может быть как раз в этом вы ошибаетесь. Начните ответ с того, что вы знаете, что, возможно, наиболее близко к теме вопроса. Экзаменатор может вам невольно немного помочь, задавая наводящие и конкретизирующие вопросы, это сдвинет дело с мертвой точки. В таких случаях необходимо быть предельно внимательным, чтобы максимально четко уловить смысл слов преподавателя.

Если вы чувствуете, что экзаменатор собирается поставить оценку ниже той, на которую вы рассчитываете, попросите задать вам еще вопрос. Это может и не сработать, но все же упускать свой шанс не следует.

Если вы не согласны с мнением преподавателя

...и считаете, что не вы, а он ошибается или относится к вам предубежденно, излишне придирается к вам, стремится вас "засыпать", "утопить" и прочее ? существует возможность апелляции. На этот случай записывайте основные положения ответа на экзаменационных листах бумаги. В подавляющем большинстве случаев надеяться на апелляцию безосновательно. Экзаменатор, у которого есть хоть минимальный опыт участия во вступительных экзаменах, всегда стремится избежать ситуации, когда апелляцию можно будет удовлетворить. Поэтому в сомнительных случаях оценка на экзамене скорее повышается, чем понижается. В результате, на апелляции вам, вероятнее всего, докажут, что проставлена незаслуженно высокая отметка.

Все эти рекомендации касаются, в основном устного экзамена. Письменный экзамен (или тест) более формален, но и более объективен. Здесь отношение к вам экзаменаторов никак не скажется на отметке экзаменационной работы, если, конечно, вы не воспользуетесь шпаргалкой или каким-либо другим подобным образом не нарушите порядок экзамена.

Если вам не понятен текст задачи, не надейтесь на экзаменатора. Он имеет право пояснять только плохо пропечатанный текст условия. В других случаях вы только понапрасну потеряете время.

Начните решать с самых легких, по вашему мнению, задач, лак правило, порядок оформления решений несущественен. В большинстве случаев, кроме ответа задачи требуется и решение. Старайтесь его оформлять как можно четче. Неразборчивый почерк или небрежное оформление формально не приведут к снижению отметки, если решение правильное. На практике часто оказывается не так. Преподаватели могут при проверке пропустить правильное решение, и на апелляции вам потребуется много усилий для "восстановления справедливости". Если же вы допустили ошибку в решении, хаотичное и небрежное оформление задачи хорошо замаскируют эту ошибку. В лучшем случае вы потеряете много времени на отыскание ошибки, в худшем не заметите ее.

Не бойтесь длинных и непонятных с первого прочтения формулировок заданий. Часто, при более внимательном прочтении, длинные задачи оказываются довольно простыми. Если задача не решается, вспомните наши рекомендации "как решить задачу". Если во время подготовки к экзамену сомнительные методики (типа подгонки решения под ответ, угадывания ответа) бесполезны, то во время экзамена можно ими воспользоваться, когда все другие стандартные способы не привели к верному решению. Не зацикливайтесь на одной задаче, если она не получается. Попробуйте решить другую. Возможно, успех в решении какой-то более легкой задачи придаст вам уверенности, и вы сможете справиться с трудной задачей.

Причин, почему абитуриенты не справляются с различными задачами, довольно много. Но, наверно, самая распространенная причина ? отсутствие воли к победе: "Я решил уже три задачи, наверняка это уже достаточно для тройки", или "Я уже решил несколько задач и более ничего сделать не в силах". Поскольку неизвестно, сколько задач вы решили верно, старайтесь решить их как можно больше. Не все ошибки равноценны. Если ошибка допущена в арифметических вычислениях, она может незначительно снизить оценку экзаменационной работы. Если эта ошибка допущена в конце решения, то в некоторых вузах, в которых требуются серьезные знания предмета физики (парадокс!), она может вовсе не повлиять на отметку.

Гораздо более серьезной ошибкой считается использование неверно выученной формулы. Если логика решения от этого серьезно не пострадала, то такое решение еще может быть учтено при оценивании вашей работы. Однако, если эта неверная формула относится к основам физики (например к механике) или связана со специализацией выбранного вами вуза, тогда такая ошибка может быть квалифицирована как очень грубая.

Очень грубой ошибкой также считается использование одной формулы там, где должна быть использована другая. Это уже ошибка в логике или непонимание сути задачи. В этом случае не следует надеяться, что такое решение хоть как-то повысит общую отметку вашего экзамена.

Иногда вы можете получить правильный ответ, если допустите, например, две ошибки, которые компенсируют друг друга. Вряд ли такое решение сочтут верным.

Поэтому, постарайтесь покритичнее отнестись к вашим решениям, чтобы суметь определить, какие из них неправильны и вовремя определить ошибку.